Е.И. Забудский (фото)

Россия, Москва, государственный агроинженерный университет

WEB-СТРАНИЦА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА И ЕЁ РОЛЬ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Одним из аспектов дистанционного образования является полная доступность информации для слушателей и абитуриентов [1]. В пределах рассматриваемой темы под информацией понимается совокупность всех сведений, необходимых для выбора специальности и изучения учебных дисциплин: государственный стандарт специальности, учебный план, рабочая программа, мультимедийные учебники и учебные пособия, аудиовизуальные курсы лекций, виртуальные лабораторные установки и др.
Доступ к информации обеспечивается посредством Internet и компьютерных технологий. Развитию дистанционного образования в перспективе будет способствовать и интерактивное телевидение.
Информация располагается на Web-документах к которым относятся: Web-страницы Министерства образования РФ, вуза, деканата, кафедры и преподавателя. Необходима разработка типовых структур указанных Web-документов, так как это поможет вузам активно включиться в практическую реализацию дистанционного образования, а слушателям - включиться в образовательный процесс.
Далее приводится предлагаемая структура Web-страницы преподавателя, опубликованная автором доклада на своей Web-странице (URL-адрес http://zei.narod.ru).

Примерная типовая структура Web-страницы преподавателя вуза:

1. Краткие сведения о месте работы, должности, ученых степенях и званиях (Curriculum vitae), контактная информация.

1.1. Направление научной работы и выполненные научные проекты.

1.1.1.Направление научной работы.

1.1.2. Выполненные научно-технические проекты.
Перечисляются темы основных научно-исследовательских работ, перечень заказчиков и пр. По каждой теме дается резюме с включением фотографии, оформленное в виде html-файла.

1.2. Курсы лекций и публикации.

1.2.1. Курсы лекций.
Перечисляются названия курсов лекций. По каждому курсу приводится рабочая программа. Необходимым для дистанционного образования является размещение на Web-странице учебно-методического комплекса дисциплины [7].

1.2.2. Публикации.
Представляются в виде отдельных списков (html-файлов) следующие перечни: монографии и учебные пособия для вузов; зарегистрированные пакеты компьютерных программ; авторские свидетельства и патенты; научные статьи; доклады на научно-технических конференциях; доклады на научно-методических конференциях и методические разработки. В каждый из указанных перечней включаются лишь основные публикации. Приводятся полные тексты отдельных, итоговых научных статей и докладов (html- или pdf-файлы).
Для расширения контактов с зарубежными коллегами целесообразно Web-страницу реализовать не только на русском, но и на английском языке.
Дальнейшим развитием Web-страницы преподавателя является включение в нее текстов лекций, описаний лабораторных работ, стендов и т.п. [4], которые должны быть разработаны с учетом всех мультимедийных возможностей: гипертекст, звук, анимация и др. Важным методическим средством является использование различных цветов, шрифтов, etc. Мультимедийные возможности позволяют создать учебники и учебные пособия на качественно новом, существенно более глубоком уровне. Для иллюстрации отметим, что учебные пособия по дисциплине "Электрические машины", которую представляет автор доклада, могут быть написаны на основе теории поля [3, 5], а не на основе теории цепей [2], как это вынужденно принято в настоящее время. Магнитное поле является "рабочим телом" электрических машин и трансформаторов. Для понимания его необходим развитый аппарат абстрактного мышления, который отсутствует у большинства слушателей, по крайней мере, на начальной стадии обучения. Мультимедийные возможности позволяют наглядно представить процесс создания магнитного поля в данных устройствах, а также существование поля в пространственно-временном континууме [1, 5].
Таким образом, практически ко всем необходимым для изучения любой дисциплины материалам, слушатель получает доступ через Internet, находясь в любом месте сколь угодно удаленном от вуза.
Очевидно, что Web-страницы преподавателей вузов, кафедр, деканатов и вузов, а также Web-страницы Министерства образования РФ, Министерства сельского хозяйства РФ и др. должны быть объединены в единое гиперпространство системы высшего образования.
Многое для решения этой задачи уже сделано. В частности на Web-сайте http://informika.ru имеются гипертекстовые перечни вузов России и другая полезная информация. У многих вузов имеются свои Web-серверы. Но предстоит сделать существенно больше.
Web-страница кафедры должна содержать следующую основную информацию: историю кафедры; данные для контактов; характеристику специальности по которой кафедра подготавливает специалистов (здесь целесообразны гипертекстовые ссылки на Web-страницы основных предприятий и организаций, потребляющих выпускников); государственный стандарт специальности; учебный план специальности; гипертекстовый список профессорско-преподавательского состава кафедры с указанием должностей и др.
Web-страница факультета может содержать следующую основную информацию: историю факультета; гипертекстовый список членов Ученого Совета факультета; данные для контактов; гипертекстовые перечни специальностей и госстандартов специальностей по которым осуществляется подготовка специалистов на факультете; гипертекстовый перечень кафедр, участвующих в подготовке специалистов и др.
Web-страница вуза должна содержать следующую основную информацию: историю вуза; состав руководящего звена вуза и гипертекстовый перечень подразделений ректората; гипертекстовый список членов Ученого Совета вуза; данные для контактов; гипертекстовый перечень факультетов и кафедр вуза и др.
Web-страница Министерства образования РФ должна содержать следующую основную информацию: краткую историю развития системы образования в России; гипертекстовый перечень руководящего состава министерства и подразделений; гипертекстовые перечни государственных и частных вузов России; гипертекстовые перечни специальностей по которым подготавливаются специалисты в России и др.
Необходимо и создание материальных предпосылок для решения задачи. Преподаватель вуза должен иметь возможность пользоваться информационными массивами Internet работая на компьютере установленном на его рабочем месте, на кафедре. Еще более эффективной будет работа в Internet, если в глобальную компьютерную сеть будут включены домашние компьютеры преподавателей. Только практически работая в Internet можно по сущеcтву оценить неограниченные возможности сети с точки зрения доступа к мировым храни-лищам информации, наведения и поддержания электронных мостов связи с коллегами, про-изводствами и организациями, etc. Необходимо отметить положительный опыт работы рек-тората Рязанского государственного технического университета по решению которого опла-чивается время работы в Internet преподавателей на домашних компьютерах. Полезным для абитуриентов будет включение в справочники для поступающих в вузы списков URL-адресов Web-страниц вузов России.
В настоящее время среди Web-документов, формирующих гиперпространство системы высшего образования, наименее разработанными являются Web-страницы преподавателей, кафедр и факультетов. Для создания гиперпространства системы высшего образования очень важна и необходима инициатива снизу, с мест. Именно благодаря такой инициативе Internet в России бурно развивается, несмотря на известные сложности и проблемы страны.

Библиографический список
1. Забудский Е.И., Павлов М.В. A Geometric interpretation of the calculation of the Magnetic Field in electromechanical devices// 1-я Международная конференция по дистанционному образованию в России "Дистанционное обучение и новые технологии в образовании". Москва: РАН, 1994. - С.413-414.
2. Забудский Е.И. Математическое моделирование управляемых электроэнергетических устройств: Учебное пособие для вузов. - Ульяновск: УлГТУ, 1998. - 120 с.
3. Забудский Е.И. Анализ управляемых электроэнергетических устройств методом конечных элементов: Учебное пособие для вузов. - Москва: МГАУ, 1999. - 141 с.
4. Забудский Е.И. Электрические машины. Ч. 1. Трансформаторы. Учебное пособие для вузов. - Москва: МГАУ, 2002. - 166 с.
5. Забудский Е.И. Математическое моделирование и оптимизация совмещенных управляемых реакторов // Вестник Ульяновского гостехуниверситета. Сер. Приборостроение, электроника и энергетика. # 4, Ульяновск: УлГТУ, 1998. - С.73-80.
6. Забудский Е.И. Совмещенные регулируемые электромагнитные реакторы. - Москва: Энергоатомиздат, МГАУ, 2003. - 436 с.
7. Забудский Е.И. Учебно-методический комплекс дисциплины «Объектно-ориентированный анализ и программирование». М.: Кафедра АПС ГУ-ВШЭ, 2008.
8. Забудский Е.И. Электрические машины. Ч. 3. Синхронные машины. Учебное пособие для вузов. - Москва: МГАУ, 2008. - 195 с.

Вернуться назад
Возврат на предыдущую страницу



 

Сайт создан в системе uCoz
Сайт создан в системе uCoz